На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Узынагаш

1 подписчик

Касымовы и Кенесарины

 Кенесары (1802-17-25.05.1847) Сын Касыма, сына Аблая. Правил в 1841-1847. Участвовал в восстании своего брата Саржана Касымова. Попал в плен Тащкентцам. Отсидел один год в зиндане, пока кокандский хан Мадали, не освободил его. После смерти Саржана он становиться главой антироссийского восстания. С самого начала восстания казахская знать разделилась на два противоборствующих лагеря: часть их, обласканная правительством, опираясь на поддержку колониальной администрации, добивалась сокрушения своих политических противников, добиваясь различных привилегий от омской и оренбургской администраций.

Непримиримым противником Кенесары являлся старший султан Акмолинского округа Коныркулжа Кудаймендин, яростную борьбу против восставших вели султаны-правители Младшего жуза Ахмед и Мухаммед Жантюрины, султаны Айшуаковы. После перехода Кенесары в Жетысу непримиримой позиции в отношении восставших придерживались сыновья Абылай-хана Али, Суюк, Адил, родственники самого предводителя освободительной борьбы. Большую часть из 27 биев, султанов, позднее поддулами орудий подписавших обязательства «извещать» российское правительство о появлении повстанцев, составляли потомки Абылая, управлявшие в этот период многочисленными родоподразделени-ями Жетысу. Несмотря на противодействие части старшин, биев, султанов, в т.ч. Среднего жуза, Кенесары Касымову удалось объединить под свои знамена значительную часть казахских родов трех жузов. Порой численность войск Кенесары доходила до 20 000 человек. Ядро восставших составляли рядовые кочевники Среднего жуза. С 23-летнего возраста, активно участвуя в освободительном движении под предводительством Саржана, убедившись в двойственной позиции коканд-цев, приведшей к гибели братьев и отца, Кенесары отказался от переговоров с кокандским кушбеги, притеснявшим казахов низовья Сырдарьи, хотя поддерживал дружественные отношения с бухарским эмиром, порой снабжавшим его порохом, оружием. В восстании кроме родовых объединений Среднего жуза, приняли участие роды Младшего жуза шекты, жагалбайлы, табын, алшын, шумекей, жаппас и др., Старшего жуза - уйсун, дулат и др. В числе предводителей отрядов были знаменитые народные батыры: Агыбай, Иман (дед Амангельды Иманова), Басыгара, Ангал, Жанайдар, Жауке, Сураншы, Байсеит, Жоламан Тленшиев, Бухарбай и др.
Военные действия Кенесары начались весной 1838 г. с осады и сожжения Акмолинского приказа. Коменданту крепости войсковому старшине Карбышеву и старшему султану Акмолинского округа полковнику Коныр-кулже Кудаймендину с трудом удалось выбраться из сожженной крепости. Вскоре восставшие переместились в район Тургайских степей. В письмах к оренбургским чиновникам Кенесары объясняет этот шаг своим желанием, перекочевав ближе к Оренбургу, облегчить ведение переговоров. Фактически же энергичный султан задался целью: распространить восстание на просторы Младшего жуза, непосредственно примыкавшие к России, где в 1836-1838 гг. произошло восстание под руководством Исатая Тайманова. Торткары, шумекей, табыны и другие роды, предводительствуемые батыром Жоламаном Тленшиевым, присоединились к восставшим. Движение охватило и Младший жуз. Переговоры, как и следовало ожидать, результатов не дали.
В сентябре 1841 г. влиятельные бии, султаны трех казахских жузов избрали Кенесары Касымова ханом казахской земли. Казахская государственность была восстановлена. Осенью 1841 г. восставшие осадили крепости Сузак, Жанакорган, Ак-Мечеть, Жулек, где были дислоцированы значительные силы кокандцев. Взятие нескольких кокандских укреплений вдохновило борцов за свободу. Даже роды торткары и чик-ли (шекты), кочевавшие вдали от главных очагов движения, известили о признании его всеказахским ханом.
Вероломное убийство в 1836 г. кокандскими правителями его брата Саржана, одного из предводителей восстания казахов в предыдущий период, предательская казнь в 1840 г. отца, Касыма-торе, а также своих братьев султанов Есенгельды, Алжана и других потомков Абылая, также ожесточили антикокандскую позицию предводителя движения.
Государство, созданное ханом Кенесары, было традиционным, распространявшим свою власть на всю территорию Казахстана, исключая районы вдоль линии Иртыша, Ишима, Урала, где довольно прочно утвердилась колониальная власть империи.
Был упорядочен сбор налогов: зякет для скотоводов, ушур для хлебопашцев. Продолжение кровавых столкновений с царскими отрядами требовало материальных и иных средств, что, естественно, привело к увеличению налогового бремени.
Торговая политика Кенесары претерпела значительные изменения. Видя, что пошлины от купеческих караванов приносят значительные доходы, хан прекратил их разграбление, лично принимал порой караванбаши, облагая дополнительными налогами тех, кто уклонялся от уплаты пошлины за провоз товаров.
Прежнее государственное устройство было значительно реорганизовано. Ханский совет, как высший совещательный орган, состоял из преданных интересам народа батыров, биев, султанов, родственников. Но решающий голос оставался за самим Кенесары. В ханский совет вошли, в основном, люди, верные интересам освободительной борьбы, проявившие личную отвагу, дипломатические способности, еше в то время заслужив народное признание как умные и тонкие политики.
Став во главе ханства, Кенесары более решительнее, чем прежде, продолжил борьбу за освобождение казахских земель. Взятием кокандской крепости Сузак Кенесары намеревался не только расширить район военных действий, но и отомстить за гибель своих близких.
До 1843 года правительство воздерживалось от использования против восставших крупных контингентов регулярной армии, предпочитая погасить основные очаги антиколониального движения казачьими частями. К тому же до 40-х годов XIX в. высокопоставленные военно-административные чины не теряли надежды подавить общенародное движение «нравственными убеждениями и не прибегая к оружию, что соответствовало бы милосердным чувствам Его величества».
Подписывая резолюцию о том, что в «одном государстве не может быть другого государства», Николай I 27 июня 1843 г. санкционировал крупномасштабный военный поход против Кенесары. Отряд войскового старшины Лебедева в числе 300 человек должен был стать передовой ударной силой, позднее численность его отряда достигла 1900 человек; в августе 1843 г. была снаряжена вторая группа во главе с султанами А. Жанториным и Б. Айшуаковым. Сражение противоборствующих сторон 7 августа 1843 г. не дало правительству желаемых результатов. Вооруженная группа во главе с полковником Бизановым, не встретив основных сил восставших, возвратилось в Орскую крепость. Кенесары, хорошо знавший край, перешел в наступление и в ночь с 20 на 21 июля 1844 г. наголову разбил отряд султана Жанторина. Войсковой старшина Лебедев за медлительность и неоказание немедленной помощи был отстранен от командования военным отрядом. Вдохновленные победой, основные силы Кенесары 14 августа 1844 г. атаковали станицу Екатерининскую, сожгли предместье, форштадт, 40 человек взяли в плен.
Правительство стремилось теперь вытеснить хана Кенесары из Оренбургского края, построив несколько укреплений в районе Аральско-Сырдарь-инского бассейна. Зажатый с двух сторон, Кенесары был вынужден оставить Сарыарку и перенести центр восстания в Старший жуз.
Сибирские же власти с целью упредить прибытие отрядов Кенесары в регион под видом проведения переписи населения и скота направили в Жетысу значительные военные силы с артиллерией под командой председателя Сибирского Пограничного управления генерала Вишневского.
Приход хана Кенесары в Жетысу вызвал глубокий раскол среди населения. Пожалуй, не было ни одного крупного родоподразделения, не испытывавшего влияния общенародного движения. Это и побудило генерал-губернатора В. Д. Горчакова распорядиться созвать летом 1846 г. в Лепсы-Каратальском районе съезд старшин, султанов, знатных биев, влиятельных волостных управителей с целью под гром орудийных залпов продиктовать им выгодное для правительства соглашение, которое осудило бы антиколониальное движение и под угрозой привлечения к суровой ответственности побудить казахскую аристократию выразить солидарность с позицией официальных властей, направленной на политическую изоляцию хана и вытеснение его повстанцев из пределов Старшего жуза.
Летом 1846 г. Кенесары занял полуостров Камал на побережье оз.Балхаш, откуда он намеревался расширить свою базу за счет привлечения новых аулов с целью оказать карательным отрядам отчаянное сопротивление. Десятитысячный отряд хана с несколькими орудиями представлял собою внушительную силу. Имевшие боевой опыт по предыдущим стычкам с карательными соединениями, восставшие были неплохо вооружены.
Огнестрельные орудия для них изготовляли семь хивинских мастеров, примкнувших к ним в период активной борьбы с Кокандским ханством.

Картина дня

наверх