На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Узынагаш

1 подписчик

История битвы

 

Узун - Агачская битва (21 октября 1860 г.)

После поражения кокандцев на Джирень - Айгыре, взятии и разрушении их крепости Пишпек считавшейся лучшей в их восточных владениях в сентябре 1860 года полковник Цимерман расформировал отряд, передал командование войсками подполковнику Колпаковскому Г.А. и уехал из Верного. Обстановка в Верном успокоилась , командование уверилось в том, что кокандцы не решатся предпринять каких - либо серьезных действий против русских поселений. Войска , привлекавшиеся для проведения экспедиции из Копала (из-за р. Или) убыли домой, артиллерийский взвод сибирской пешей батареи сдал орудия на Верненский склад, войска были переведены на мирное положение, население готовилось к зиме. Не был спокоен только один человек - начальник округа подполковник Колпаковский, он был уверен , что кокандцы , зная о малочисленности сил русских в киргизской степи , захотят отомстить за разрушение Токмака и Пишпека и возобновят нападение, вопрос только когда . Преданным киргизам было поручено следить за всем подозрительным, что происходит в степи со стороны Чу и немедленно докладывать о всех слухах и вестях.

Предчувствия Колпаковского оправдались , в конце сентября его личный переводчик Бардашев и любимый джигит из киргиз рода Чапрашты Адбань Саркутев доложили ему, что среди киргиз происходит что-то странное: одни откочевывают к западу от Верного, другие подальше к востоку, что находящиеся в Верном пленные коменданты крепостей Такмак и Пишпек заметно повеселели, происходят подозрительные сборища по вечерам у аксакала - кокандца Сайд - Ахмета Сейдалинова.

Через султана Аблеса Аблиева и прапорщика милиции Кожегула Байсеркина - заседателя в совете начальника от киргизов Колпаковский узнал, что всеми султанами и почетными киргизами получены письма от начальника отряда кокандцев , прибывшего в долину Чу, которыми они приглашались на священную войну против русских. Вскоре среди сартов, живших в Верном, прошел говор, что в г. Аулиэ-Ата прибыл главнокомандующий кокандскими войсками Кана-ат-Ша  с 15- тысячным отрядом сарбазов, где была регулярная пехота и артиллерия. Цель наступления - восстановление разрушенной крепости Пишпек, освобождение пленных, возвращение захваченного оружия и вытеснение русских за реку  Или .

Колпаковский собрал военный совет Верного и приказал готовиться к встрече неприятеля. Многие военные начальники Верненского гарнизона, а также высшее омское начальство не хотели верить в достоверность этих сведений. Предписание о запрете передвижений войск - дабы излишне их не изнурить и не создать впечатления у киргизов о боязни русскими  кокандских сборищ в виду малой вероятности нападения кокандцев пришло Колпаковскому уже после Узун - Агачской битвы.

В Верном же немедленно началась подготовка к бою под руководством командира конно-легкого артиллерийского дивизиона штабс - капитана Обуха , командовавшего всей имеющейся артиллерией. Им был создан горный артиллерийский взвод. Двинутые в Копал войска были отозваны назад в Верный.

Главным пунктом нападения считалось Кастекское укрепление, которое переводилось в оборонительное положение, ему уделялось особое внимание, для усиления туда был направлен взвод стрелков, командующим гарнизоном назначен майор Экеблад, не веривший в нападение кокандцев.

В поселение на речке Каскелен на случай обхода кокандцами Кастека была направлена сотня казаков есаула Бутакова с 2 ракетными станками. Для проверки достоверности слухов о подходе кокандцев к Пишкеку был послан киргиз, чапраштинец Суранчи - прапорщик милиции. Войскам Верного был отдан приказ о готовности к выступлению каждую минуту, а населению вооружиться, пленные были высланы в Семипалатинск.

8 октября от каравана, прибывшего в Верный, Колпаковский узнал о прибытии 1,5 тысяч кокандцев к Пишпеку и движении за ними из Аулие-Аты еще нескольких  тысяч кокандцев .

Колпаковский отправил в находящийся в 80 верстах от Верного Кастек еще один взвод стрелков, а на пикет Узун-Агачский казачью сотню есаула Усова, поступающую в подчинение майора Экеблада, по кастекской дороге были наряжены разъезды , осматривающие близлежащие ущелья и возвышенности.

Точных сведений о неприятеле не поступало, из степи поступали тревожные вести: Сары-багиши и дулатовцы (около 5000 юрт) присоединились к кокандцам (послали на первое время им 1000 всадников). Предали прапорщик Суранчи , посланный для разведки, Бии Андас, Альдекен, Дикамбай ,оказывавшие особое влияние на кочевников.

13 октября произошло передвижение войск: сотня Усова перешла из Узун-Агача в Кастек для разведывательной и аванпостной службы, отряд Бутакова из Каскелена перешел в Узун - Агач, туда же в этот же день на рассвете эшелонами вышли из Верного вторая рота 8-го батальона, сотня казаков и конно - артиллерийский дивизион под общим командованием подполковника Шайтанова.

Измена половины дулатовских волостей побудила начальника округа Колпаковского 15 октября направить письма влиятельным адбановским киргизам: султану Тезеку Нуралиеву Аблайханову - капитану русской службы, его брату тоже капитану Аблесу Аблиеву, подпоручику Джангазы Сюкову с предложением принять участие в отражении неприятеля , обещая всю добычу от сартов отдать киргизам. Колпаковский хотел использовать их в качестве заложников, киргизы не перешли на сторону кокандцев и в Верный  явились только когда поняли, что дело кокандцев проиграно.

 

Картина дня

наверх