На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Узынагаш

1 подписчик

История битвы

 

Летом 1872 года во избежание распространения гулявшей по России холеры был издан циркуляр. Все дворы, арыки, улицы, окрестности населенных пунктов очищались от мусора. Улицы ежедневно поливались водой. Было запрещено полоскать белье в ключах, откуда бралась вода для пищи, продавать некоторые виды овощей. Эпидемия обошла стороной Жетысу. По инициативе губернатора Колпаковского в Верном был создан музей, а при нем - библиотека. В 1877 году здесь же был учрежден пансион при мужской гимназии с общежитием и полным содержанием учащихся. Открытием детского приюта было положено начало заботе о детях-сиротах и беспомощных родителях - без различия происхождения и вероисповедания. По приказу Колпаковского был основан Ботанический сад с зоопарком. Когда в России начался сбор средств на памятник Пушкину в Москве, его поддержали и в Семиречье.

Трудом Колпаковского, этого талантливого, отлично понимавшего суть дела администратора, создавались богатейшие казачьи станицы и крестьянские села. К 1894 году в области было 6 городов, 29 казачьих станиц с выселками, 29 крестьянских сел с населением выше ста тысяч человек. С течением времени начали возникать вокруг Верного хуторки. Герасим Алексеевич часто разъезжал верхом по заимкам, беседовал с хозяевами. Объезжал он также горные пустыни Тянь-Шаня и прибалхашские степи. Вслед за ним и чиновники рангом поменьше тоже стали лично объезжать вверенную им округу.

Информатором Колпаковского следует считать сибирского краеведа Николая Алексеевича Абрамова, творчество которых пересекалось на почве научно-популярных изысканий. В частности, они занимались историей поселений Семиречья и подводной археологией на Иссык-Куле. До назначения в укрепление Верное Г. А. Колпаковский, будучи военно-окружным начальником Березовского края, подробно ознакомился с жизнью казаков, земли которых располагались по современному административному делению в Акмолинской и Семипалатинской областях, на Алтае. Сибирские казаки вели свое начало от воинства Ермака. Еще в конце 16-го столетия ими были заложены Тюменский острог, казачьи слободки в Березовском, Сургут­ском и Пелымском острожках, при Тарском городке. В изучении истории Сибирского казачества Колпаковскому судьба отвела завидную роль перво­открывателя. Случилось так, что, следуя легенде о хранившемся среди атаманов войскового знамени Ермака, Герасим Алексеевич начал активные поиски святыни и дипломатические переговоры со знающими людьми. По преданию, это знамя было даровано покорителю Сибири купцами Строга­новыми перед его первым походом на земли сибирских татар. С этим знаменем 25 октября 1582 г. дружина Ермака заняла столицу хана Кучума город Искер, что на реке Иртыш.

Шли годы. Поиски сибирской святыни увенчались успехом и казаки передали военную хоругвь на хранение в Березовский Собор. Более того, Колпаковский сумел поднять значение знамени до общевойскового. В 1883 году Колпаковский возбудил вопрос о передаче войскового знамени в Омск, центр Сибирского казачьего войска. И после долгих переговоров со стари­ками знамя Ермака торжественно, с крестным ходом, было перенесено под своды Омской Казачьей церкви (Никольского Собора). В 1889 году, по ходатайству войскового депутатского собрания, за труды по истории казачества и постоянное внимание к его судьбам Г. А. Колпаковский был зачислен почетным членом войскового сословия Сибирского казачьего войска. ( Любопытно отметить, что в годы  установления Советской власти в Омске знамя Ермака пытались спасти летучие отряды казачьего атамана Б. В. Анненкова. В 1919 году знамя было утеряно. Но вот появились све­дения, что в начале 1999 года оно, наконец, отыскалось за рубежом, причем отреставрировано и заняло почетное место в городском  музее  Омска)...

Пройдут в его жизни еще долгие годы, прежде чем случится еще одно важное событие, которое оставит след не только в его личной судьбе. В 1858 году майор Г. А. Колпаковский вступает в должность начальника Алатавского округа и пристава казахов Большой Орды. Он сменил на посту М. Д. Перемышльского и получил в наследство работоспособный, полный энтузиазма аппарат округа, сотрудники которого уже отличились «за особые заслуги и труды по устройству Алматинских поселений ». Среди них военные инженеры Л. И. Александровский и Ц. К. Гумницкий, старший султан Большой Орды Тезек Нуралин, начальник военного укрепления Верное В. Д. Попов, командир Заилийского отряда Д. А. Шайтанов. Может поэтому, в его первой депеше, посланной нарочным в Омск, читается уверенность молодого администратора: «В Заилийском отряде обстоит все благополучно. Здоровье людей находится в удовлетворительном состоянии. Работы по укреплению Верного продолжаются, по возможности, с успехом».

Назначение Г. А. Колпаковского совпало с посещением Верного генерал-губернатором Западной Сибири Г. X. Гасфордом. Кроме деловой части поездки, связанной с инспектированием войск, Густав Христианович преследовал еще одну, быть может, более сокровенную для себя цель — встретиться с адъютантом Чоканом Валихановым и лишний раз убедиться, что тайная экспедиция в Кашгар, лично им задуманная, проходит успешно. Чокан, переодетый под купца каравана, встретился со своим патроном в присутствии Колпаковского. Все трое были давно знакомы и относились друг к другу с симпатией. Известно, что когда Чокан скоропостижно скончался, Герасим Алексеевич лично посетил его могилу и поставил памятник «во внимание ученых заслуг Валиханова».

Колпаковский быстро продвигался по службе и в 1865 году был назначен военным губернатором и командующим войсками (одновременно — наказным атаманом казачьих войск) Семипалатинской, а с 1867 года Семиреченской областей. По этому поводу Чокан в письме к К. К. Гутковскому писал: «У нас в степях есть слух, что будто Колпаковский назначается киргизским губернатором... Я сам нисколько не удивлюсь всем этим слухам и даже готов радоваться, если бы Колпаковского сделали ханом нашим...». И только в 80-е годы, когда из областей Оренбуржья, Западной Сибири и Туркестана было образовано Степное генерал-губернаторство, Г. А. Колпаковский стал ханом, по определению своего сослуживца, всего Степного края. Есть сведения, что Колпаковский приглашал на службу в Семипалатинск  Ч. Валиханова . Однако неожиданная ранняя смерть Чокана помешала сбыться многим совместным планам. Отвечая на письмо Г. Н. Потанина с просьбой передать эпистолярное наследие Ч. Валиханова, Герасим Алексеевич пишет: «Если на издание сочинений и биографии Чокана потребуются средства, то я со своей стороны готов принять в этом участие...».

 

Картина дня

наверх