На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Узынагаш

1 подписчик

История битвы

26 марта 1881 г. Колпаковский назначен Степным генерал-губер­натором и командующим войсками Омского военного округа, наказным атаманом Сибирского казачьего войска (с 1889 г. — почетный член войско­вого сословия). В 1885г. он произведен в генералы от инфантерии. 25 октября 1889г. Колпаковский назначается членом Военного Совета и уезжает в Петербург. Колпаковский — кавалер многих высоких воинских и граждан­ских наград России. Георгиевские кресты он завещал Больше-Алматинскому станичному казачьему Собору. Ему был пожалован также орден Св. Алек­сандра Невского (1883г.), с бриллиантовыми знаками (1891г.). Орден  принадлежал Троицкому Собору в Александро-Невской лавре Петербурга, за алтарем которого и был погребен Герасим Алексеевич Колпаковский после смерти.

Пустыня в природе различается по почвам, растениям, по обитаю­щему на земле животному миру. Пустыня духовная, нравственная опреде­ляется нашим отношением к Отечеству, к его прошлому, выраженному в памятниках истории и культуры. Впрочем, какие могут быть памятные места в пустыне? Так, одни развалины. Весной, когда после зимней стужи красное солнце оживляет еще влажную пустынную землю, пробуждается древняя степь. Ярким ковром ее покрывают первоцветы — нежно-голубые крокусы, пунцовые и желтые тюльпаны, фиолетовые ирисы. Среди них редчайший вид ксифиума, названный, как и его касатиковые и лилейные собратья, именем Колпаковского. Случилось имянаречение по инициативе краеведа В. Е. Нед-звецкого, составителя фенологического календаря Семиречья. По наблю-дениям Владислава Ефимовича, зацветание подснежника в окрестностях Верного среднестатистически приходится на день Герасима-грачевника. Именно в этот срок, 4 марта, отмечал День своего ангела Герасим Алексеевич Колпаковский, первый военный генерал-губернатор Семире-ченской области, воин, ученый, строитель и земледелец. Лучшего подарка на именины, чем назвать цветок именем человека, трудно придумать!

В шестнадцать лет Колпаковский нашел в себе силы воспротивиться соблазнам сытой, спокойной, но творчески бесплодной деревенской жизни. Юный отрок, нареченный Герасимом, посвящает себя военному делу, не без влияния героически завершившейся Отечественной войны 1812 года. Но одно дело фантазировать себя под популярного в народе героя Давыдова, другое -  тянуть лямку рядового Модлинского пехотного полка. И только через десятилетие трудной походной жизни Герасим Алексеевич получает первый унтер-офицерский чин. Лето 1849 года Колпаковский встретил в кругу отряда храброго полководца Гасфорда. 20 июля венгерский корпус Штейна безуспешно пытался овладеть Германштадтом, где мужественно оборонялись русские воины, прикрывая отход обозов 5-го армейского корпуса. За доблесть и отвагу в бою Колпаковский был отмечен орденом Св. Владимира IV степени, с мечами и бантом. 13 августа сложил оружие последний венгерский мятежник в Трансильвании.

Пьянящий дух победы, носившийся над армией, солдатская выручка и офицерская солидарность подружили в тот год молодого Колпаковского и опытного ратника Гасфорда. В дальнейшем их судьбы будут не раз пересе­каться. Думается, это был самый важный период становления будущего члена Военного совета России, полного генерала и кавалера российских ор­денов, почетного старика Семиреченских казачьих станиц и почетного гражданина города Верного. В ином свете предстает перед нами Г. А. Кол­паковский, не как выдающийся военный деятель и талантливый гражданский администратор, а весьма настойчивый и неутомимый исследователь края, нашедший достойное место в сонме сибирских краеведов. Известно, что по приглашению Г. X. Гасфорда, командира отдельного Сибирского корпуса, знавшего Герасима Алексеевича по совместной службе в армии, Колпаковский назначается его личным адъютантом. Назначение было не случай­ным, молодой штабс-капитан начал знакомство с новым местом службы с изучения истории Сибири. С этой целью он работал с документами в архиве Пограничного управления сибирскими киргизами, где, между прочим, познакомился со своим коллегой, выпускником кадетского корпуса, степным царевичем Чоканом Валихановым, который вскоре прибудет к нему на сме­ну. Последний был прекрасно ознакомлен с жизнью Степи и слыл знатоком истории, быта и традиций киргиз-кайсаков сибирского ведомства. Гасфордт предвидел будущее значение Семиречья как культурной окраины, могущей по своим почвенным и климатическим условиям дать больше блага, чем холодная Сибирь! Он рассчитывал, что Колпаковский как уроженец Малороссии с ее живописными садиками и хуторками, познакомившийся и с более высокой земледельческой культурой во время молдавского и венгерского походов, приложит свое старание и энергию к тому, чтобы создать нечто подобное и в Семиречье.

Генерал не ошибся. С первых шагов своей административной деятельности Колпаковский старался привлечь к культурной работе местное население. Убедившись в непрочности каменных строений, сложенных на глине, он поручил специалисту-технику разыскать в окрестностях Верного известь.

 

Картина дня

наверх