На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Узынагаш

1 подписчик

История битвы

 

Колпаковский скончался 23 апреля 1896 года в возрасте 77 лет, после тяжелой и продолжительной болезни. Умирая, он завещал хранить в церквях Верного и Узун-Агача свои ордена святого Георгия Победоносца. Воля генерала от инфантерии была выполнена, и в ноябре 1899 года награды эти были переданы. Тремя днями позже его тело было погребено с военными почестями на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге, месте захоронения русских полководцев, деятелей литературы и искусства, рядом с могилой его супруги Мелании Фоминичны (она скончалась 28 декабря 1895 г.). По православному обычаю Герасима Алексе­евича отпели в церкви Св. Духа. Богослужение совершил протопресвитер военного и морского ведомства А. А. Желобовский. Погребение было прове­дено высокоторжественно под залпы 6 орудий 2-й артиллерийской бригады, под звуки военного оркестра лейб-казаков и батальона лейб-гвардии Павлов­ского полка, при спущенных боевых знаменах.

Пишу об этом подробно, так как в Алматы до наших дней бытует милая, наивная легенда о захоронении семьи Колпаковских в городском, ныне 28-ми гвардейцев-панфиловцев парке. Как версия, легенда присут­ствует в романе Юрия Домбровского «Хранитель древностей». У него было двое дочерей и сын. Дочь Александра, в замужестве Базилевская, скончалась при родах. Вместе с младенцем захоронена в Пушкинском сквере (ныне Парк 28 панфиловцев) в Верном. Вторая дочь - Мария, жена генерала Топорнина -умерла в Ташкенте. Сын Алексей погиб в гражданскую войну.

В память о Колпаковском день 23 апреля семиреченские казаки отме­чали традиционно как войсковой праздник. В 1910 году в честь 50-летия Узун-Агачской битвы в Пушкинском парке Верного, напротив Кафед­рального собора был установлен бюст Колпаковского, в наш город, для участия в театрализованном действе, приезжали друзья Колпаковского, его родственники и близкие.

  

Петербург. Александро-Невская лавра

(Надгробие на могиле Г.А. и М.Ф. Колпаковских )

В память о Колпаковском были названы улицы в Верном (ныне проспект Достык) и Пишпеке, село в Семиречье, ледник в Терскей Алатау, первый пароход на реке Или, городское училище. "Семиречье полно имени Колпаковского. Если бы о нем не говорили люди, то говорили бы города и селения , которые он основал, сады и рощи, которые он насадил, дороги, которые он проложил, буйные реки, которые он впервые обуздал мостами, поля сражений, на которых он обращал в бегство варварские полчища, наконец, приюты, богадельни, школы, которые открылись благодаря его стараниям. Это был один из тех, редких людей, в руках которых все то получает жизнь, до чего прикасаются они". Так вспоминал о первом генерал-губернаторе весной 1900 года областной врач Н. Л. Зеланд.


Он состоял почетным гражданином и почетным стариком ряда городов и казачьих станиц. В 1911 году имя Колпаковского было присвоено Первому Семиреченскому Казачьему полку. Верненская городская дума учредила именные стипендии для учебных заведений, а в 1896 году ходатайствовала о сооружении Г.А. Колпаковскому  памятника. Идея эта так и не была воплощена в жизнь. Георгиевские кресты, да некоторые личные вещи он завещал верненцам . Они хранились в Войсковом музее, судьба которого была предрешена в советские годы — музей снесли, экспонаты погибли.

11 декабря 1881 года Герасим Алексеевич был удостоен звания Почетного гражданина города Верного. Его дом находился на месте современного здания Театра оперы и балета им. Абая. Впоследствии Колпаковского назначили генерал-губернатором Степного губернаторства, куда входили Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области, а в 1889 году он был зачислен членом Военного совета Российской империи и уехал в Петербург. Там, в Северной Пальмире, он жил на Невском проспекте и, по-видимому, тосковал по своим любимым детищам - Верному и Семиречью. Иначе и быть не могло - ведь под солнечным небом Жетысу прошли лучшие годы его жизни и были сделаны славные дела на благо общества. До последних дней он вел переписку со старыми друзьями из Верного.

 

Картина дня

наверх