На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Узынагаш

1 подписчик

«Очерки истории Алматы»

На территории «Горного гиганта» находилось еще одно средневековое поселение. Расположено в горах на правом берегу р. Каменки (участок бригады №2). Занято садами и посадками клубники. На поверхности поселения в большом количестве валяются фрагменты керамики X—XII вв., жернова.
Более крупными и по-видимому поздними были поселения, расположенные в междуречье Весновки и Малой Алматинки, при выходе их с гор в долину, и на территории Ботанического сада.
Первое поселение было осмотрено в 1922 году археологом В. Д. Городецким. Тогда еще сохранялась топография памятника.
Поселение занимало площадь около 1,5 кв. км. На поверхности были заметны следы построек а виде фундаментов из речных валунов, земляные валы 15x25 м, 18x40 м. Хорошо прослеживались остатки оросительных систем и древних полей. В окрестностях поселения были найдены куски крупных керамических сосудов, жернова, металлические предметы. В наши дни на месте поселения находятся погранучилище, дома, дачи, проложены асфальтированные улицы. В 1978 г. здесь были обнаружены остатки кузнечной мастерской, от которой сохранился кузнечный горн в виде сооружения цилиндрической формы диаметром 2 м. Рядом находилась яма-хранилище, где лежали глиняные сосуды, крицы и готовые изделия — топоры, кетмень, наконечник пахотного орудия. В 1984 г. Алма-Атинским археологическим отрядом собран подъемный материал — фрагменты керамики кругового изготовления с волнистым орнаментом, куски жерновов. Поселение датируется XI—нач. XIII вв.
Несколько раз находили средневековые сосуды на территории Ботанического сада. Внешних признаков поселения здесь не сохранилось. Археологический памятник спланирован и распахан, занят участками цветоводства. На пашне в северо-западном углу сада часто встречаются обломки глиняной тонкостенной посуды, сформованной на круге. В 1969 г. в этом районе случайно обнаружен клад керамики — два хума, пять кувшинов, баночка с двумя ручками и два поливных сосуда. Керамика характерна для XI—нач. XIII вв.
Из случайных находок средневековья на территории г. Алма-Аты заслуживают внимания печь для обжига хумов (третий участок кирпичного завода №3) и водопроводные керамические трубы (угол улиц Масанчи и Пастера).
В окрестностях Алма-Аты (юго-западный угол п. Заря Востока) сохранился один из характерных памятников городской культуры Северо-Восточного Семиречья XI-нач. XIII вв. — торткуль. Торткуль расположен на правом высоком берегу р. Теренкара и относится к типу городищ-убежищ. Представляет собой трапециевидный в плане (230x320 м) четырехугольник стен (валов) с башнями по периметру. Валы шириной 12 м, высотой 1,7—2,5 м. С трех сторон окружен рвом шириной 52 м, глубиной 1,5 м. В середине северной стены сохранился въезд с башнями по углам, радиусами 6 м. Внутренняя поверхность городища почти ровная. На ней встречены обломки посуды, изготовленной на круге и ручной лепки.
Поселения на месте Алма-Аты, как и другие оседлые центры Северо-Восточного Семиречья; образовались на трассах караванных дорог. В районе г. Алма-Аты и Талгара подгорное направление Шелкового пути разветвлялось на несколько степных дорог, ведущих на Восток. Выгодное расположение, конечно, не могло не сказаться на росте и укреплении поселений. Известно, что в X веке торговый путь по Илийской долине заметно оживился. В этот период Семиречье стало частью владений государства Караханидов (942—1212 гг.). Время их правления характеризуется резким подъемом экономической и культурной жизни оседлых центров. В X—XII вв. города выросли численно и территориально. В них мостятся улицы, проводятся керамические водопроводы, строятся бани. Подъем благоустройства наблюдался не только в крупнейших городах типа Отрара, Испиджаба, Тараз, но и «молодых», удаленных от этих знаменитых городских центров. Раскопки городища Талгар показали, что его улицы в конце XI—нач. XIII вв. мостились камнем.
В XI—нач. XIII вв. выросли и поселения района Алма-Аты. Одно из них позднее стало называться Алмату. Город с таким названием упоминается в источниках начала XVI в. (Бабур) и локализуется исследователями на месте современной Алма-Аты. Известный востоковед В. В. Бартольд считал, что до XVI в. Алмату в источниках упоминается под другими названиями. Ответить на вопрос, какой из археологических памятников является остатками Алмату, сложно. Археологи В. Д. Городецкий и А. X. Маргулан полагают, что это — поселение в междуречье р. Малой Алматинки и Весновки.

 

Таким образом, археологические материалы говорят, что Алма-Ата возникла не на пустом месте, а в районе, где издревне жили люди. Территория города хранит культурные напластования разных эпох, племен и народов.

© Ф. ГРИГОРЬЕВ, археолог
Опубликовано в газете «Горизонт», 24 декабря 1988 г.

© 1996-2008 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета

Картина дня

наверх