На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Узынагаш

1 подписчик

«Очерки истории Алматы»

 

Саки являлись наследниками культур эпохи бронзы. Племена саков жили с VIII в. до н. э. по первые века н. э. в Казахстане, Средней Азии, Восточном Туркестане, Афганистане. Курганные могильники саков занимают огромные территории предгорных долин Заилийского Алатау. Они сосредоточены к востоку, западу и северу от Алма-Аты; в районах Талгара, Иссыка, Тургеня, Кегеня, Каскелена, Узун-Агача, Чемолгана, Дмитриевки, Бурундая и т. д. Величественные курганы (крупнейшие из них достигают высоты 16—18 м, диаметра 90—100 м) тянутся цепочками вдоль террас и по краям сухих русел.
Территории Алма-Аты и ее ближайших окрестностей в свое время были так же районом сосредоточения «царских» и рядовых погребений саков. Множество курганов этой эпохи располагалось в Тастаке, Большой и Малой станицах, в районах плодоконсервного комбината, Аксае, по берегам рек Большой и Малой Алматинок, Весновки, Карасу и других местах. Но постепенное расширение городской территории, интенсивная ее застройка и реконструкция привели к тому, что большинство курганов уничтожено, срыто и застроено частными и современными жилыми массивами. О местах расположения древних курганных некрополей теперь можно судить лишь по старым планам города, литературным источникам и воспоминаниям старожилов. Как показало обследование городской территории в 1984—86 гг., здесь не сохранилось ни одного кургана в «чистом», т. е. непотревоженном виде. А общая численность их составляет чуть более полутора десятка.
При раскопках сакских захоронений Алма-Аты и ее окрестностей, а также при случайных обстоятельствах, нередко находят отдельные предметы и целые клады уникальных высокохудожественных изделий сакской культуры: бронзовые котлы, жертвенники, курильницы, оружие (кинжалы, наконечники стрел), удила, браслеты, глиняную посуду и зернотерки. Эти находки свидетельствуют, что район Алма-Аты и прилегающие к ней земли были местами постоянных стойбищ сакских племен. А наличие мощных курганных некрополей, формировавшихся не одну сотню лет, позволяют считать Семиречье одним из центров их расселения.
До недавнего времени поселений второй половины I тысячелетия до н. э. в пределах Алма-Аты известно не было. Алма-Атинским археологическим отрядом проведены раскопки на остатках поселения III—II вв. до н. э., расположенного в районе аппаратно-студийного комплекса Казахского телевидения. Поселение занимало естественную возвышенность между ул. Тимирязева и пр. Аль-Фараби, по ул. 6-й Кирпично-Заводской. Раскопки показали, что это было полуоседлое поселение типа постоянного сезонного стойбища или кочевья. При раскопках найдены зернотерки, терочники, керамическая посуда, пряслица, кости животных. В нижнем слое памятника обнаружены очаги. Основным занятием было скотоводство. О занятии земледелием говорит огромное количество зернотерок. Остатки такого типа поселений и аналогичная керамика известны в других местах города (РУРТ, район автостанции «Таугуль», склон г. Кок-Тюбе на левом берегу р. Казачки).
После того, как сакский племенной союз распался, политическая гегемония и земли Семиречья, Южного Казахстана перешли к племенным объединениям усуней и кангюев. У них были поселения — зимовки со стационарными жилищами, сооруженными из камня или глины.
В усуньское время на территории Алма-Аты и ее окрестностей находилось несколько поселений. Одно из них располагалось на правом берегу р. Весновки, на территории совхоза «Горный гигант». Здесь в 1936 г. были раскопаны зольники, обломки глиняной посуды с сетчатыми отпечатками. Поселение относилось к I—III вв. н. э. Аналогичная керамика была обнаружена в районе аэропорта. В начале 70-х гг. на территории совхоза «Горный гигант» было найдено ювелирное украшение IV—V вв., что говорит о наличии здесь жизни и позднее.
Все это говорит о значительной концентрации и долговременном обитании населения в районе Алма-Аты и ее окрестностей в первой половине I тысячелетия н. э.
Во второй половине VI в. земли современного Казахстана стали частью владений Тюркского каганата. В раннее средневековье Семиречье последовательно входило то в одно, то в другое государственные образования, возглавляемые тюркскими правителями. Время распространения и господства тюрков в Семиречье оставило своеобразные археологические памятники — тюркские курганы VI—IX вв. Еще в конце XIX в. окрестности города были усеяны курганами малой и средней величины, часть из которых имела каменные изваяния. Каменные изображения людей неоднократно находили в предгорьях Заилийского Алатау, в том числе, и в районе Алма-Аты (территория Ботанического сада, юго-западная окраина города между реками Весновка и Б. Алматинка). Захоронения тюркского времени раскопаны археологами на юго-восточной окраине центральной усадьбы с-за «Алатау», ныне вошедшего в пределы города, а также в районе аэропорта.
В IX—X вв. на предгорьях Заилийского Алатау и в Илийской долине, позднее чем в других районах Казахстана, образовались средневековые поселения и города.
В IX—X вв. на месте Алма-Аты и ее окрестностей находилось несколько небольших поселений.
В XI—XII вв. они превратились в крупные поселения, или даже небольшие городки.
Остатки этих поселений еще наблюдались в конце XIX в. и в 20-е гг. нашего столетия. К сожалению, своевременно они не были изучены и постепенно «поглотились» городской застройкой и по существу утеряны для науки, напоминая о себе случайными находками. Наиболее раннее поселение с материалами IX в. располагалось на правом берегу р. Весновки на территории совхоза «Горный гигант». Здесь в 1939 г. были исследованы две усадьбы, окруженные земляными валами. Раскопки обнаружили жилой комплекс с очагом из камней, обломки тандыра. Среди находок — бусы из сердолика, железные ножи, обломки столовой, кухонной и хозяйственной керамики.

Картина дня

наверх